Международный журнал
"Этноспорт и традиционные игры" №2 (2) 2019

Кыласов, А.В.
Габитус боевых искусств в России

АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования габитуса боевых искусств в России. Выявлены основные тенденции в развитии боевых искусств и возникающие противоречия, определены факторы устойчивого роста интереса к ним в обществе. С обращением к современным исследованиям мифов и коллективной памяти установлена дихотомия в развитии русских боевых искусств: псевдо-фольклорному (фейклорному) проекту «русские стили», представляющему собой авторские школы боевых искусств, противостоит фольклорный проект восстановления аутентичных состязаний «Русские игры». «Русские стили» рождены под влиянием и по образу восточных боевых искусств. «Русские игры» представляют собой проект восстановления традиционных игр на основе исторических источников учеными антропологами, культурологами, историками, фольклористами и этнографами. Между тем, в массовом восприятии оба проекта представляют собой единый феномен «соматического национализма», что было определено в ходе анализа ряда социологических исследований. Важно отметить, что русские боевые искусства пока заметно уступают в популярности другим спортивным единоборствам, среди которых доминируют олимпийские виды спорта, а также виды спорта членов Глобальной ассоциации международных спортивных федераций (GAISF). На развитие русских боевых искусств сильное влияние оказали восточные спортивные единоборства, увлечение которыми обусловлено европейским сознанием русских и потому укладывается в контекст европейского ориентализма. При этом развитие боевых искусств своего народа воспринимается как полезное и обусловлено верой в заветы предков, а боевые искусства других народов вызывают нарастающие на фоне патриотизма опасения. Сделан вывод о том, что устойчивый рост туристического потенциала главного события русских единоборств – традиционных игр Атмановские кулачки, внесенных в Реестр объектов нематериального культурного наследия Российской Федерации и отмеченных национальной премией Russian Events Award, соответствует мировой тенденции растущего интереса к подобным мероприятиям, многие из которых внесены в Список НКН ЮНЕСКО.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
спортивные единоборства, традиционная борьба, традиционные единоборства, традиционные игры и спорт, этноспорт.

БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Базлов, Г.Н. Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников: Опыт реконструкции: По материалам северо-западной России: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.07. Москва, 2002.
2. Белов, А. (Селидор). Славяно-горицкая борьба. Изначалие. М.: МПТП «Восход», 1993.
3. В Ульяновске подводят итоги Всемирного фестиваля боевых искусств ТАФИСА. Пресс-конференция. Информационный портал ulpravda.ru URL: https://ulpravda.ru/tv/press_konfernc/priamoi-efir-v-ulianovske-podvodiat-itogi-vsemirnogo-festivalia-boevykh-iskusstv-tafisa (дата обращения: 10.12.2019).
4. Вид спорта «восточное боевое единоборство». Единая всероссийская спортивная классификация. Министерство спорта РФ. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/ (дата обращения: 10.12.2019).
5. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX-начала XX в: историко-этнографическое исследование. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
6. Единая всероссийская спортивная классификация. Сайт Министерства спорта РФ. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/ (дата обращения: 21.12.2019).
7. Зумыд Ош. URL: http://anosplav.ru/ (дата обращения: 21.12.2019).
8. Кадочников, А. Рукопашный бой для начинающих. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
9. Кыласов А.В., Гавров С.Н. Этнокультурное многообразие спорта // Энциклопедия систем жизнеобеспечения (EOLSS). Наука о спорте. – ЮНЕСКО/EOLSS, Магистр-пресс, 2011. – С. 462–491.
10. Кыласов А.В. Теория этноспорта. Орг. Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Комис. Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. – М.: Советский спорт, 2012.
11. Кыласов А. В., Тедорадзе А. С. Тезисы к формированию понятия "традиционная борьба" // В сборнике: «Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 144–151.
12. Кыласов А.В., Гуреева Е.А. Этноспорт и этнически стилизованный спорт: сравнительный анализ социальной эффективности // Международный журнал «Этноспорт и традиционные игры», №1 (1). М: Институт наследия, 2019. С. 63–72. DOI: https://www.doi.org/10.34685/HI.2019.34.88.005
13. подраздел «Члены РСБИ» на официальном сайте организации: URL: https://www.rsbi.ru/members (дата обращения: 10.12.2019).
14. Пупикат-беркат. URL: http://webground.su/rubric/2009/12/29/sport_boevye_iskusstva/retro/ (дата обращения: 21.12.2019).
15. Российский союз боевых искусств. Федеральный справочник «Спорт России». URL: http://federalbook.ru/files/SPORT/soderganie/Tom%202/kirienko1.pdf (дата обращения: 21.12.2019).
16. Саид, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. М.: Руccкий Мiръ, 2006.
17. Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX – первая половина XX в.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Тамбов, 2002.
18. Члены Общественной палаты не приняли отчет заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Кузьмина за 2017 год. Официальный сайт Общественной палаты Ульяновской области. URL: https://opuo.ru/blog/2018/04/25/chleny-obshhestvennoj-palaty-ne-prinyali-otchet-zamestitelya-predsedatelya-pravitelstva-ulyanovskoj-oblasti-sergeya-kuzmina-za-2017-god/ (дата обращения: 10.12.2019).
19. Шодсанлат. URL: https://etokavkaz.ru/sport/shodsanlat-bolshe-chem-borba (дата обращения: 21.12.2019).
20. Černín, David (2019). Historical Antirealism and the Past as a Fictional Model. Institute of Philosophy of the Slovak Academy of Sciences, Institute of Philosophy of the Czech Academy of Sciences. Organon F, 1–25.
21. Kylasov, A. Marketing support of the Ethnosport Challenge. World Series of tournaments // Ученые записки Российской академии предпринимательства. Научно-практическое издание. Т. 17, № 4. М: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2018. С. 145–152.
22. Singleton, Mark (2010). Yoga Body: The Origins of Modern Posture Practice. New York: Oxford University Press.

Читать полный текст статьи (просмотров: 1095)

Бахревский, Е.В.
История и современный образ масляной борьбы

АННОТАЦИЯ
Турецкая «масляная борьба» (яглы гюреш, тур. yağlı güreş) имеет огромную популярность в Турции, распространена в некоторых сопредельных странах (Болгария, Македония, Албания), в Западной Европе и в Японии имеются клубы любителей этой борьбы. Этот сложный комплекс сопутствующих ритуалов и атрибутов, опирается на древнюю фольклорную традицию и в современных условиях является важным символом турецкого национального самосознания. Масляная борьба достаточно давно является предметом научного интереса, имеется целый ряд книг по её истории и множество статей. При этом, неравнодушные публицисты отмечают, что удовлетворительного научного описания масляной борьбы до сих пор не существует, ни на турецком, ни на других языках. В статье представлены результаты исследования исторического развития масляной борьбы – объекта нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Проанализированы символические и обрядовые элементы современной масляной борьбы и фестиваля Кыркпынар (ага, джазгыр, пешрев, кыспет и др.). Фестиваль Кыркпынар возник в конце XIX в., в период упадка системы текке борцов, когда известные мастера из Эдирне и Константинополя стали участвовать в местном фестивале на Хыдыреллез, после чего он приобрёл большую популярность, национальный масштаб. Параллельно фестиваль оброс легендами, а историки 1920–30-х гг. привязали к нему имена государственных деятелей и события, связанные с завоеванием османцами Балкан. Показано место масляной борьбы среди других видов традиционной борьбы в Турции, предложена версия её происхождения. При этом, когда, каким образом и под каким влиянием сформировалась масляная борьба, остаётся загадкой, так как никто кроме турок не сохранил таких традиций. Дан обзор легенд и исторических сведений, связанных со святыми покровителями масляной борьбы – Сары Салтык, Кызыл Дели Султан, Махмуд Пир Йар-ы Вели. Дан перевод с османского языка отрывков, касающихся масляной борьбы, из «Книги путешествия» Эвлии Челеби. Многие сферы культурной деятельности в мусульманской цивилизации (поэзия, музыка, изобразительное искусство, медицина, ремесленные технологии и т.д.), часто развиваются в рамках тасаввуфа (суфизма) или используют его инфраструктуру. Важнейшей его особенностью является развитая традиция передачи знаний и мастерства в рамках системы «учитель-ученик». Именно эта черта тасаввуфа является идеально подходящей для сохранения и развития культурной традиции, в том числе воинских искусств. Практически все турецкие авторы, пишущие о текке борцов, настаивают на том, что это были «спортивные клубы» своего времени, что религиозная терминология употреблялась в них «по привычкам того времени», и полностью отрицают религиозную составляющую в жизни этих учреждений и в системе подготовки борцов (а также стрелков из лука, бойцов на булавах и т.д.) Это типичное заблуждение исследователей, оперирующих понятиями секулярно-атеистического мира XX–XXI вв., и переносящих эти понятия на почву традиционного общества. После разрушения Османской империи масляная борьба стала одним из символов новой, националистической Турции. Дан обзор проблем, связанных со спортизацией масляной борьбы в последние десятилетия ХХ и в начале XXI вв.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
масляная борьба, Османская империя, суфийские братства, традиционная борьба, этноспорт.

БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Ахмедов, Ш.П.о. О Пехлеване, святом и поэте Пурьявели // Ученые записки Орловского государственного университета, № 1 (82), 2019. С. 93.
2. Впервые состоялись соревнования по дисциплине этноспорт-стронгмен в программе первых Международных игр стронгмен. URL: http://ru.ethnosport.org/news/138.htm (дата обращения: 10.12.2019).
3. Кыласов, А.В.; Нестеров, П.В. Олимпизм и культурная преемственность: пересмотр ключевого момента в спорте // Вестник славянских культур, 2016, №2. С. 117–118.
4. Мандзяк, А.С.; Артеменко, О.Л. Яглы гюреш // Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира. Минск, 2010. С. 549.
5. Снесарев, Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: «Наука», 1983. С. 176.
6. Acar, A. Türk güreş tarihinde pehlivan tekkeleri (2. Bölüm) // Destan-i Kırkpınar No 22, 2015, s. 28-30.
7. Acar, A. Pehlivan Tekkeleri // Destan-i Kırkpınar No 21, 2015, s. 16-17.
8. Akyüz, V. Asr-ı Saadette Spor. URL: http://www.sonpeygamber.info/asr-i-saadette-spor (дата обращения: 10.12.2019).
9. Albayrak, E. Kırkpınar elemanları // Destan-ı Kırkpınar No 1, 2013, s. 26-27.
10. Aneshofer, H. Seyahatname’deki Sarı Saltık Menkıbeleri ve Bektaşi Sözlü Rivayeti // Evliya Çelebi. Editörler: Tezcan N., Tezcan S. Ankara: Kültür ve Tuzrizm Bakanlığı, 2011.
11. Ayağ, A. Türklerde Spor Geleneği ve Kırkpınar Güreşleri. İstanbul: Divan Yayınları, 1983.
12. Başaran, F.N., Gürcüm B.H. The Yağlı Güreş Tradition in Kırkpınar and the Last Master of Kıspet-Making // Folk life: journal of ethnological studies, Vol. 49 No. 2, 2011, s. 117.
13. Başgül, Ö. Altın kemer sahibi Çokal: Puanlama, yağlı güreşi ata sporu olmaktan çıkarıyor // Destan-ı Kırkpınar, No 1, 2013, s. 15.
14. Bucak, E. Yağlı güreş federasyonu lazım! // Destan-ı Kırkpınar, No 2, 2013, s. 5.
15. Cazgır Kelime Kökeni. URL: https://www.etimolojiturkce.com/kelime/cazg%C4%B1r (дата обращения: 10.12.2019).
16. Delice, H. Ermeydanı arena oldu // Destan-ı Kırkpınar, No 7, 2014, s. 5.
17. Delice, H. Kırkpınar. Türklerde Spor Anlayışı ve Kırkpınar Ruhu – Babıali kültür yayıncılığı, 2011.
18. Delice, H. Peşrev // Destan-ı Kırkpınar No 1, 2013, s. 16.
19. Dervişoğlu, M. Kırkpınar güreşleri’nin halkbilimsel açıdan incelenmesi. Yüksek lisans tezi. Trakya Üniversitesi. Edirne, 2012.
20. Dervişoğlu, M. Türk güreşinde kispet, kispet ustalığı ve kispet üzerine inanışlar // Trakya Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi, Cilt: 8 Sayı: 16, Temmuz 2018, s. 204-222.
21. Dever, A. Sports Lodges in the Ottoman Empire Depicted in the Travel Book (Seyahat-Name) of Evliya Çelebi // Annals of Applied Sport Science 2019, 7(1), s. 49-55.
22. Dünden Bugüne Antalya – Antalya Valiliği İl Kültür ve Turizm Müdürlüğü Yayınları, 2012, s. 280.
23. Erdem, Н. Doğuşundan günümüze Kırkpınar. Dahi Yayıncılık, 3. baskı 2013.
24. Özbil, A. Kispet ve Kispet Ustalığı // Acta Turcica Çevrimiçi Tematik Türkoloji Dergisi, 2(2), 2009, s. 86–87.
25. Özcan, A. Güreş // TDV İslâm Ansiklopedisi, 14. Cilt.
26. Evliyâ Çelebi Seyahatnâmesi. I. Kitap. Hazırlayanlar: Prof. Dr. Robert Dankoff, Seyit Ali Kahraman, Dr. Yücel Dağlı. 1. Baskı. İstanbul, 2006.
27. Evliyâ Çelebi Seyahatnâmesi. II. Kitap. Hazırlayanlar: Zekeriya Kurşun, Seyit Ali Kahraman, Dr. Yücel Dağlı. 1. Baskı. İstanbul, 1998.
28. Evliyâ Çelebi Seyahatnâmesi. III. Kitap. Hazırlayanlar: Seyit Ali Kahraman, Dr. Yücel Dağlı. 1. Baskı. İstanbul, 1999.
29. Evliyâ Çelebi Seyahatnâmesi. V. Kitap. Hazırlayanlar: Prof. Dr. Robert Dankoff, Seyit Ali Kahraman, Dr. Yücel Dağlı. 1. Baskı. İstanbul, 2001.
30. Evliyâ Çelebi Seyahatnâmesi. VIII. Kitap. Hazırlayanlar: Seyit Ali Kahraman, Dr. Yücel Dağlı., Prof. Dr. Robert Dankoff, 1. Baskı. İstanbul, 2003.
31. Gül, M.; Türkmen, M.; Doğan, A.; Soygüden, A. Lost Tradition in Kirkpinar Oil Wrestling: Importance of Kispet and Ceremony of Kispet Wearing // International Journal of Wrestling Science, 2015, 5:1, 52-55.
32. Güreş oyunları. URL: http://www.edirnekirkpinar.com/tr/yazi/2-ritueller/12-gures-oyunlari (дата обращения: 10.12.2019).
33. Hatipler, M. Rumeli Türklüğünün (yağlı) güreş sporunun gelişmesine etkileri // V. Uluslararası tarihi Kırkpınar sempozyumu bildirileri kitabı. Edirne, 2010, s. 19.
34. Kahraman, A. Cumhuriyete Kadar Türk Güreşi, C. I, II. Ankara: Kültür Bakanlığı Yayınları, 1989.
35. Kirbaçoğlu, M.; El-Fers, M. Kırkpınar: All About Turkish Oil Wrestling – Netherlands: Lulu.com, 2009, p. 97.
36. Kırkpınar’ın rövanşı Elmalı’da. URL: http://www.cumhuriyet.com.tr/haber/spor/1516392/kirkpinarin-rovansi-elmalida.html (дата обращения: 10.12.2019)
37. Kırkpınar oil wrestling festival. URL: https://ich.unesco.org/en/RL/krkpnar-oil-wrestling-festival-00386 (дата обращения: 10.12.2019).
38. Kuşçuzade, M. Sünnette spor // International Journal of Science Culture and Sport, August 2015: Special Issue 4, s. 402.
39. Laqueur, H.P. Zur Kulturgeschichtlichen Stellung Des Türkischen Ringkampfs Einst End Jetzt. Цит. по: Ahmet, Acar. Türk Güreş Tarihinde Pehlivan Tekkeleri (2. Bölüm) // Destan-i Kırkpınar No 22, s. 28-30.
40. Özbil, A. Kispet ve Kispet Ustalığı // Acta Turcica Çevrimiçi Tematik Türkoloji Dergisi, 2(2), 2009, s. 86–87.
41. Özcan, A. Güreş // TDV İslâm Ansiklopedisi, 14. cilt, s. 318.
42. Sağlam, A. Tarihi Kırkpınar Yağlı Güreş Musikisi. “Pehlivan havaları”. URL: https://www.academia.edu/37712355/Tarihi_K%C4%B1rkp%C4%B1nar_Ya%C4%9Fl%C4%B1_G%C3%BCre%C5%9F_Musikisi_Pehlivan_Havalar%C4%B1_ (дата обращения: 10.12.2019).
43. Şener, O.A., İmamoğlu G. Osmanlı İmparatorluğunda Güreş Faaliyetleri ve Yansımaları // Turkish Studies. Social Sciences. Volume 13/26, Fall 2018, s. 1096.
44. Sevuk, İ.H. Türk Güreşi ve Elli Yıl Önce Garp Âlemindeki On Yıllık Türk Kasırgası. İstanbul: Inkilap ve Aka, 1948, цит. по: Dervişoğlu M. Türk güreşinde kispet, kispet ustalığı ve kispet üzerine inanışlar // Trakya Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi, Cilt: 8 Sayı: 16, Temmuz 2018, s. 204-222.
45. Svinth, J.R. Turkish Oil Wrestling in Algiers. URL: https://ejmas.com/jalt/2007jalt/jcsart_Svinth_0710.html (дата обращения: 10.12.2019).
46. Tarihçe. URL: http://www.tgf.gov.tr/tr/index.php/tarihce-2/ (дата обращения: 10.12.2019).
47. Türkmen, M.; Kaynar, Ö.; Abdybekova, N.А. General perspective Ottoman pehlivan / wrestling lodges and Greek gymnasion / palaistra’s a glance // Вестник физической культуры и спорта. Бишкек, 2017, № 1(2), s. 122-126.
48. Uzgör, S. Ağa olmak// Destan-ı Kırkpınar No 1, 2013, s. 10; Albayrak E. Kırkpınar elemanları // Destan-ı Kırkpınar No 1, 2013, s. 26-27.
49. Yazoğlu, A. Kırkpınar, yüce Türk ulusunun Anadolu ve Rumeli’yi yurt edinişin soylu bir destandır // Destan-i Kırkpınar No 1, 2013, s. 3.
50. Yazoğlu, A. Yağlı güreş sporunun Kırkpınar adı altında tanımı ve tarihi gelişmesi // Destan-ı Kırkpınar No 8, 2014, s. 3.
51. Yunanistan, yağlı güreşe sahiplenmeye çalışıyor. URL: https://www.tgrthaber.com.tr/gundem/-115541.html (дата обращения: 10.12.2019).

Читать полный текст статьи (просмотров: 869)

Орти, Д.Ф.
Внутренний и внешний анализ традиционных игр в Сан-Матео в XX веке

АННОТАЦИЯ
Сегодня традиционные игры исчезли с улиц и традиционных мест проведения. Социальные перемены не способствуют сохранению традиционных игр и лудокультуры: улицы заасфальтированы, количество детей в семье уменьшается, технологии развиваются и так далее. Молодёжь предпочитает по-другому проводить свободное время, занимаясь спортом, музыкой, видео играми, социальными сетями. Подобные занятия и социальные перемены изменяют лудокультуру и традиции Маэстрасго и других областей Испании. В этой статье мы представляем исследование о традиционных играх и праздничных мероприятиях в городе Сан-Матео (Испания). Мы изучали их, используя визуальные источники, письменные источники и, главным образом, устные источники. Для выявления лудокультуры мы разработали анкету с вопросами внутренней и внешней логики. Вопросы внутренней логики о правилах и положениях игр, а внешней логики – о социальных и культурных элементах. С помощью этой анкеты были опрошены 48 человек (26 мужчин и 22 женщины) в возрасте от 30 до 85 лет. Мы брали интервью у людей индивидуально, хотя иногда мы создавали дискуссионные группы и семинары. Таким образом нам далось установить, что основным источником является устная информация. Визуальные источники и письменные источники предоставили несущественную информацию. Так сложилось потому, что до середины XX в. люди ими не пользовались. Мы получили сведения о 124 традиционных играх, которые практиковали на протяжении всего XX века: 61 игра практиковалась в первом поколении; 18 игр во втором поколении; 35 игр в третьем. Кроме того, мы нашли 10 игр, в которые практиковали только на праздниках. В заключение, мы можем установить, что исследование культурной культуры необходимо для того, чтобы найти и защитить это нематериальное наследие, чтобы узнать отношения между людьми и традиционными пространствами игр. На основе полученной информации нами была опубликована книга о лудокультуре и традиционных играх города Сан-Матео. Эта книга была издана Onada Editions и получила название на валенсийском диалекте “Els jocs I la tradició lúdica de Sant Mateu al segle XX”. В переводе на русский это означает: “Игры и лудокультура Сан-Матео в XX веке”.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
анкета, лудокультура, праксиология, традиционные игры, устные источники.

БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Caro, R. (1978) Dias geniales o lúdricos. Madrid: Espasa-Calpe.
2. Ortí, J. (2010a): Els jocs i esports tradicionals d’arreu del món a través de la filatèlia. Doctoral Thesis. University of Barcelona. Published in TDX: August 23th 2019 retrieved from: https://www.tesisenred.net/handle/10803/1279
3. Ortí, J. (2010b): “A la recerca de la cultura lúdica d’un poble. Estudi a la població de Sant Mateu”. Boletín del Centro de Estudios del Maestrazgo núm. 83, pg. 54-64.
4. Ortí, J. (2011): Els jocs I la tradició lúdica de Sant Mateu al segle XX. Benicarló: Onada Edicions.
5. Ortí, J. (2013): “Els jocs en la llengua: expressions, dites i refranys quotidians que utilitzen els jocs tradicionals”. Barrull, C. i Espuny, E. (coords) Els jocs en la història. Catarroja: Ed. Afers. (2013) Pp. 416-422.
6. Parlebas, P. (2001): Léxico de praxiología motriz. Barcelona: Paidotribo.
7. Usabiaga, O. (2011): “El deporte frente al juego de pelota: el proceso de deportivización en euskal herria” en II Congreso de Pelota a Mano. Federación de Pelota Valenciana. August 23th 2019 retrieved from: http://altorendimiento.com/el-deporte-frente-al-juego-de-pelota-el-proceso-de-deportivizacion-en-euskal-herria/
8. Кыласов А.В. Традиционные игры и состязания вдоль Шелкового пути // Международный журнал «Этноспорт и традиционные игры», №1 (1). М: Институт наследия, 2019. С. 1–11. DOI: https://www.doi.org/10.34685/HI.2019.24.83.001

Читать полный текст статьи (просмотров: 956)

Яровой, А.В.
Этноспорт донских казаков: от традиционных игр казаков к шоу казаков

АННОТАЦИЯ
В этой статье будет рассмотрена эволюция традиционных игр казаков. Сначала будет дана краткая справка о том, что представляют собой сегодня донские казаки в этническом измерении, об их численности и о том, как на них повлияла Советская власть. Будет предложено понятие «культура неоказачества». Особое внимание уделено традиционным состязаниям казаков, их содержательной стороне, и обрядовому значению. Будет показано, как с регламентацией казачьего быта, состязания принимали все более военизированную форму, превращаясь из общерусских праздников народного календаря в войсковые (полковые и лагерные) учения. В описании программы традиционных игр особое внимание уделено конным состязаниям. После событий, связанных с революционными потрясениями, Гражданской войной и военной интервенцией 1918–1922 гг., и последовавшим процессом расказачивания, а по некоторым оценкам и геноцида донских казаков, наступила деградация состязательной культуры, она ушла в разряд детских игр и коллективной памяти, проявление которой могло наблюдаться только на уровне близкородственных отношений. В Советский период (в 1936 г.) происходит частичная реабилитация казачества, но в это время традиционная культура начинает претерпевать изменения, связанные с коренным изменением образа жизни и быта – начинается колхозное строительство, происходит культурная революция. После распада СССР в 1990-е гг. начинается процесс возрождения казачества, который привел к новым формам состязаний, зачастую не имевшим ничего общего с традиционными играми, они служили показательными имитациями шермиций. В работе, уделено особое внимание символической стороне казачьих состязаний, их роли в формировании этнического мировоззрения и сохранении этнодвигательности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
донские казаки, неоказачество, традиционные игры и состязания, шермиции, этнодвигательность, этноспорт.

БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Абаза, К.К. Казаки: Донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории и стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении, для чтения в войсках, семье и школе. СПб.: В. Березовский, 1890.
2. Агафонов, О. Казачьи войска Российской империи. М.: АОЗТ «Эпоха»: Калининград, 1995.
3. Александров, А.В. Происхождение русской поясной борьбы в Сибири // Проблемы истории филологии и культуры, 2010. 4(30). С. 293–305.
4. Александров, С.Г. Физическое воспитание детей и молодежи кубанского казачества (сер. XIX – нач. ХХ вв.): Историко-этнографический очерк. Краснодар: КГАФК, 1999.
5. Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XIX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002. 281 с.
6. Астапенко, М. П. Останется вечно монументом. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1984.
7. Астапенко, М.П.; Астапенко, Е.М. История казачьих кладбищ и воинских захоронений города Черкасска – станицы Старочеркасской XVII–XXI веков. Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2018.
8. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2009.
9. Броневский, В. История донского войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. СПб.: Типогр. Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1834. Т.3.
10. Горбунов, Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX вв.: Ист.-этногр. исслед. М.: РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997.
11. Жуковская, Н.Л. Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. / Учебное пособие. М.: «Восточная литература», 2002.
12. Казачий Дон: Пять веков воинской славы. М.: Яуза, 2010.
13. Кательников, Е. Были донской станицы // Донские казаки в походе и дома. – Ростов-на-Дону: ХПТМП «Донское слово», 1991. С. 31–44.
14. Кёлер, А. Облагораживание дикости шотландских Хайленд-игр и швейцарского фестиваля Уншпуннен как идея аристократов и политиков для доморощенных олимпиад // Международный журнал «Этноспорт и традиционные игры», №1 (1). М: Институт наследия, 2019. С. 33–62.
15. Козаченко, А.С. Пространственная культура казаков Нижнего Дона конца XVI – XVII вв. Ростов-на-Дону: Донской издательский Дом, 2000.
16. Коневодство Юга России. URL: http://www.horse-rostov.ru/news/konevodstvo_spiral_istorii.php# (дата обращения 20.11.2019)
17. Королев, В.Н. Донские казачьи городки. Новочеркасск: Дончак, 2011.
18. Королев, В.Н. Казаки донские // Энциклопедия культур народов Юга России. Т.1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. С. 114–115.
19. Краснов, И.И. О донской казачьей службе. СПб.: Воен. тип. 1852. С. 23–24.
20. Краснов, Н.И. Низовые и верховые донские казаки // «Военный сборник», 1858, № 2.
21. Краснов, П.Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона. М.: Вече, 2007.
22. Кыласов А.В. Традиционные игры и состязания вдоль Шелкового пути // Международный журнал «Этноспорт и традиционные игры», №1 (1). М: Институт наследия, 2019. С. 1–11. DOI: https://www.doi.org/10.34685/HI.2019.24.83.001
23. Кыласов, А.В. Этноспорт. Конец эпохи вырождения. М.: Территория будущего, 2013.
24. Кыласов, А.В.; Расторгуев, В.Н. Этноспорт в событийном туризме // Международный журнал исследований культуры, 2017. №1. С. 170–182.
25. Ленин, В.И. Полное собр. соч. Т.50. М.: Политическая литература, 1970. С. 387.
26. Маркедонов, С. Неоказачество на Юге России как политический проект.URL: https://polit.ru/article/2005/05/27/cossack/ (дата обращения 20.11.2019)
27. Международные казачьи игры шермиции. URL: http://shermicii-rostov.ru/ (дата обращения 20.11.2019)
28. Миртов, А. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов-на-Дону: Кубполиграф, 1929.
29. Новоселов, Н. П. Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии: дис... канд. ист. наук. М., 1949.
30. Новосельский, А.А. Борьба Московского царства с татарами в XVII в. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
31. Номикосов, С.Ф. Статистическое описание Области Войска Донского. – Новочеркасск: Обл. правление Области Войска Донского, 1884.
32. Осада Азова. URL: http://eventsinrussia.com/event/10359 (дата обращения 20.11.2019)
33. Очерки истории и культуры казачества Юга России: коллективная монография / Под ред. Г.Г. Матишова, И.О. Тюменцева. Волгоград, изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХИГС, 2014.
34. Печняк, В.А. Пространство состязательности в культуре оренбургских казаков (по материалам этноэкспедиции 2012 г.) // Проблемы истории филологии и культуры, 2013, 3(41). С. 349–353.
35. Положение об управлении Донского войска. СПб., 1835. Ч.1, 2, 3.
36. Распределение лиц, указавших при ответе на вопрос о национальной принадлежности «казак» и «русские казаки», по субъектам Российской Федерации // Всероссийская перепись населения 2010 г.
37. Ригельман, А. История или повествование о донских казаках. М.: Университетская типография, 1846.
38. Рудиченко Т.С. Культурные традиции донского казачества в социальном дискурсе (конец XX начало XXI века) // Южно-российский музыкальный альманах, №2, 2010.
39. Рыблова, М.А. Календарные праздники донских казаков. Волгоград: ВолГУ, 2016. С. 7.
40. Рыблова, М.А. Кулачные бои у донских казаков // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северо-Западного Кавказа за 2000 год. Дикаревские чтения (7). Краснодар: ООО РИЦ «Мир Кубани», 2001.
41. Сейдаметов, Э.Х.; Кадыров, Р.Р. Погребальные обряды тюрков в средневековье // Наука, образование и культура. 2016. №5 (8). С. 14–17.
42. Сухоруков, В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. Новочеркасск: Областная Войска Донского тип., 1892. С. 66.
43. Черная, А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003.
44. Яровой А.В. Система обучения владению шашкой в культуре донских казаков // Историческое оружиеведение, №5-6, 2017/2018.
45. Яровой, А.В. Агональное пространство в казачьей культуре // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д. 2007. №3.
46. Яровой, А.В. Воинская культура донского казачества: традиция и современность // Война и военная служба в воинских культурах Юга России. Материалы первой межвузовской конференции «Токаревские чтения». Ростов-на-Дону: Изд-во НМЦ «Логос», 2011.
47. Яровой, А.В. От культуры войны к войне культур. Социокультурные проекции агональности в европейской и евразийской культурах. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017.
48. Яровой, А.В. Современные казачьи этноспортивные состязания: опыт возрождения шермиции // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнической культуры казачьих групп России за 2011-2012 гг. Дикаревские чтения (17): материалы Всероссийской научной конференции, Зерноград, 11-13 октября 2013 г. Краснодар: ООО РИЦ «Мир Кубани», 2014.
49. Яровой, А.В. Традиции состязательной культуры донского казачества, записанные со слов имформаторов в станицах Ростовской области // Свод памятников состязательной культуры народов Юга России. Сборник материалов. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2012.
50. The story of a wanderer; founded upon his recollections of incidents in Russian and Cossack scenes, by Robert Dyer. London, 1826. P. 146–147.

Читать полный текст статьи (просмотров: 1486)

Кардиас-Гомес, Ф.Ж.
Психология этноспорта: модель традиционных игр коренных народов Восточной Амазонии

АННОТАЦИЯ
Настоящее исследование проведено в целях развития социальной психологии этноспорта, ориентированной на телесность коренных народов, их традиционные игры и состязания, с детальным исследованием бега с бревном народа тимбира (макроязык «же») в Восточной Амазонии. Было выдвинуто предположение, что бег с бревном можно рассматривать в качестве этноспорта в контексте амазонского перспективизма, в то же время эта практика служит формированию телесности народа тимбира, основанной на общинном духе, и предполагает общее участие всех членов сообщества. Такая практика отвечает: а) понятию этноспорта Кыласова; б) современному опыту проведения традиционных игр и состязаний сибиряков, имеющих много схожего с бразильскими, в особенности с бегом с бревном народа тимбира; в) Амазоно-американский индейский перспективизм и/или мультинатурализм противопоставленный мультикультурализму в концепции Вивейрош-де-Кастру и его же г) критики антинарциссизма, производной от пост-юнгианства и постулатов Делеза-Гваттари. Исследование с целью основать социальную психологию этноспорта проводилось с обращением к качественному методу, включенному наблюдению во время множества посещений в течение последних пяти лет – в 2015–2019 гг. – поселений тимбира в их исконных землях в штате Мараньян. В качестве примера включенных наблюдений можно привести анализ обсуждения бега с бревном как коллективных страданий внутри цикла ритуалов траура в общинах тимбира. Это исследование привело нас к выводу о том, что мы являемся свидетелями роста, появления и актуальности «новых» воображаемых видов этноспорта со всей их педагогической мощью или склонностью к альтернативному пути, стоящему перед этноцентрическими и евроколонизированными видами англосаксонского спорта и его концепциями тела и человека. Этого вполне достаточно, чтобы бросить вызов себе самому для поиска теоретико-методологических инструментов в психосоциально-междисциплинарном подходе, способствующих исследованиям растущего феномена мирового этноспорта, в целях его продвижения и устойчивого развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
американо-индейский перспективизм, коренные народы, мультинатурализм, психология этноспорта, традиционные игры и состязания.

БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. (1972) Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
2. Кыласов А.В. Традиционные игры и состязания вдоль Шелкового пути // Международный журнал «Этноспорт и традиционные игры», №1 (1). М: Институт наследия, 2019. С. 1–11. DOI: https://www.doi.org/10.34685/HI.2019.24.83.001
3. Кыласов А.В., Гуреева Е.А. Этноспорт и этнически стилизованный спорт: сравнительный анализ социальной эффективности // Международный журнал «Этноспорт и традиционные игры», №1 (1). М: Институт наследия, 2019. С. 63–72. DOI: https://www.doi.org/10.34685/HI.2019.34.88.005
4. Кыласов А.В. Этноспорт. Конец эпохи вырождения [Текст]. – М.: Территория будущего, 2013.
5. Кыласов, А.В.; Гавров, С.Н. Этнокультурное многообразие спорта // Энциклопедия систем жизнеобеспечения (EOLSS). Наука о спорте. – ЮНЕСКО/EOLSS, Магистр-пресс, 2011. – С. 462–491.
6. Общее собрание Всемирного общества этноспорта. Сайт Мировой этноспорт. URL: http://ru.ethnosport.org/news/122.htm (дата обращения: 10.12.2019).
7. Хиллман, Д. (1975) Внутренний поиск. Сборник работ разных лет. Пер. с англ. З.А. Кривулина, К.М. Бутырин, М.Г. Пазина. М.: Когито-Центр, 2004.
8. Dantas, Sylvia. (2012) “Intercultural Dialogues: Interdisciplinary Reflections and Psychosocial Interventions”. Ed. IEA-USP: São Paulo.
9. Fassheber, J. R. M. (2010) “Etno-Desporto Indígena: a Antropologia Social e o campo entre os Kaingang”. 1ª. ed. Brasilia: Ministério do Esporte.
10. Fernandes, R. R. (2017) “Abismos Narcísicos: a psicodinâmica do amadurecimento e da individuação”. Curitiba: Appris.
11. Herrero, Marina; Fernandes, Ulysses. (2010) “Jogos e Brincadeiras na Cultura Kalapalo”. Edições Sesc São Paulo.
12. Melatti, J. C. (1978) “Ritos de uma Tribo Timbira”. São Paulo: Ática.
13. Munduruku, Daniel. (2019) “From the things I learned: essays on well-being ». Lorraine: DM Productions.
14. Nimuendajú, Kurt. (2001) “A corrida de toras dos Timbira”. In: Revista MANA. v.7. n.2. Rio de Janeiro: Contra Capa.
15. Nimuendajú, Kurt. (1946) “The Eastern Timbira”. University of California Publications in American Archeology and Ethnology, vol. 41, Berkeley and Los Angeles.
16. “Nossas corridas de Tora: cultura viva Timbira” (2013). Coordenação e edição Maria Elisa Ladeira; organização e edição Daniela Leme da Fonseca. São Paulo: Centro de Trabalho Indigenista.
17. Roque, Lucas; Terena, Marcos; Calfin, Juan Antonio; Terena, Taily (2017) “World Indigenous Games”. Published in 2017 by the United Nations Development Programme (UNDP) in cooperation with the Ministry of Sports in Brazil (ME), the Intertribal Committee (ITC), and the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO).
18. Rubio, Katia. (2018) “A cultura na Psicologia do Esporte: por uma Psicologia Social do Esporte”. In: Revista Psicologia Ciência e Profissão: Diálogos Psicologia do Esporte – o corpo em movimento. Brasília: Conselho Federal de Psicologia. Ano 14, 9 de dezembro de 2018.
19. Rubio, Katia. (1999) “The psychology of sport: history and areas of research and research”. In: Psychology: Science and Profession. Psicol. science prof., vol.19, no.3, Brasília, 1999.
20. Viveiros-de-Castro, Eduardo. (2018) “Metafísicas canibais: elementos para uma antropologia pós-estrutural”. São Paulo: Ubu editora.

Читать полный текст статьи (просмотров: 1334)

Рекомендуемые статьи:

О сайтеПравила использования материаловВозрастное ограничение 18+

TAFISA
ИН
GAAPSF

Copyright © Общество "Мировой Этноспорт", 2011-2020. Адрес: Aptiekas iela 6-57, Riga, LV-1005, Latvia. E-mail: to@ethnosport.org
Электронный журнал "Этноспорт". Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55037 от 14.08.2013.

Разработка сайта: milkov.ru