Свайка

Гравюра Х.Г. Гейслера. Игра в свайку. Конец XVIII века.

Состязания

Свайка

Свайка - русская забава с метанием свайки в цель. В качестве цели, как правило, используется металлическое кольцо, лежащее на земле.

В программе русских традиционных игр проходят соревнования по свайке среди девушек и юношей 12-18 лет и среди женщин и мужчин с 18 лет. Соревнующимся даётся по три попытке, в каждой попытке по три броска. Побеждает тот, кто в одной из попыток три раза поражает цель. В случае равного результата у нескольких участников, им предоставляются дополнительные попытки с целью выявления лучшего.

Этнография

Археологические данные свидетельствуют о бытовании игры в свайку уже в XVI в.. По одной из версий, царевич Дмитрий погиб в 1591 г., когда «тешился сваею в кольцо». Об игре в свайку упоминали иностранные путешественники XVII в. по России. Путешественник и дипломат Яков Рейтенфельс, побывавший в Москве с 1670 по 1673 гг., упоминает, что «мальчики играют заострёнными кусками железа, норовя попасть в лежащее на земле кольцо» [3].

Другой дипломат, Бенгард Таннер, побывавший в Москве в 1678 г. в составе польско-литовского посольства, оставил подробнейшее описание этой забавы:

«Простолюдины чаще всего собираются на улицах, где шагах в трех от себя бросают на землю железное колечко величиною с наш флорин. Один из них нагибается; другой, хорошенько разбежавшись, прыгает ему на спину и, сидя на нем, кидает в колечко заостренною железкой, <…> держа ее за острие, а другой беспрестанно ему ее подает. <…> От ежедневного упражнения в этой игре иные из них так наловчаются, что к удивлению присутствовавших и дурноте согнутого под бременем бедняги попадали в середину колечка двадцать и более раз» [4].

Игра в свайку имела множество локальных вариантов. Один из самых распространённых вариантов, когда игроки, собравшись в небольшой круг, поочередно пытаются попасть в кольцо, расположенное на земле перед ними на расстоянии нескольких метров. Побеждает тот, кто большее количество раз поразит цель. Другой вариант игры в свайку носил название «в углы». Эта игра заключалась в метании свайки (нередко ножа) в угол сруба. Такой вариант игры в свайку известен нам по сведениям из Олонецкой губернии:  «Для игры этого рода берут маленькую свайку или просто обыкновенный гвоздь за острый конец и бросают его так, чтобы во время полёта перевернулся и острым концом своим воткнулся в нижнее бревно. Потом бросают этот гвоздь таким же порядком во второе, третье от низа бревно и так далее до десятого. Каждый бросает до промаха или пока сделает все десять раз. В несколько приёмов все отыгрывается» [2]. Расстояние от игрока до сруба, в брёвна которого производилось метание, составляло 15-20 шагов.

По сведениям этнографа Д.А. Коропчевского, нередко в такого рода игре «вместо свайки бросают и нож» [1].

Свайка в литературе

Эта игра упоминается в стихотворении Г. Р. Державин «Фелица» (1782 г.):

Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой;
То в свайку с нею веселюся…

В конце сентября 1836 г. в Академии художеств в Петербурге открылась выставка, на которой была представлена статуя «Юноша, играющий в свайку» скульптора А. В. Логановскому (1810 – 1855). Эта скульптура произвела на Пушкина такое большое впечатление, что он написал стихотворение «На статую играющего в свайку» [5]:

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, лёгок и могуч, — тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

Игра в свайку упоминается во многих литературных произведениях писателей XIX в.: рассказе Н. В. Гоголя «Коляска», повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», романе Л. Н. Толстого «Войне и мире». Игра в свайку была одна из любимых игр детства художника П. А. Федотова, педагога И. Н. Ульянова, отца В. И. Ленина, певца Ф. И. Шаляпина, писателя М. А. Булгакова. В XX в. игра в свайку заменилась игрой в ножики, напильники и гвозди, однако ещё в 1980-е гг. бытовала игра под названием «Свайка», но с метанием гвоздей.

Автор статьи: Колчев В.Ю.

Литература:

1. Коропчевский Д.В. Прежде и теперь. Очерки домашней жизни в старое и новое время. СПб., 1901. С. 391.

2. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1895. С.368.

3. Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии / Пер. с лат. А. И. Станкевича. – М., 1905.

4. Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. / Пер. с латинского, примечания и приложения И. Ивакина. – М.: Университетская типография, 1891.

5. Ткаченко В. А., Фёдорова Л. И. Страницы истории городской культуры Калуги. Игры на ловкость и силу // Калуга в шести веках: Материалы 4-й городской краеведческой конференции / Сост. В. А. Дьяченко. – Калуга: «Полиграф-Информ», 2003. – С. 152-156.

Классификация:

Ethnic in Traditional Games

Этника

Этнические и региональные особенности традиционных игр

Масленица

Календарь

Праздники и обряды народного календаря, в рамках которых проводятся традиционные игры

Традицинные игры шингу

Состязания

Исконные забавы и состязания, из которых состоят традиционные игры

О сайтеПравила использования материаловВозрастное ограничение 18+

ЮНЕСКО
ГРДНТ
Московский дом национальностей
АКМНСС и ДВ РФ
Государственный музей спорта
ИЭА РАН
ИН
Государственный центр русского фольклора

Copyright © ЭТНОСПОРТ, 2014. Электронный журнал "Этноспорт". Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55037 от 14.08.2013. Разработка сайта: milkov.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru